В целях продвижения экологического вида водного транспорта и популяризации возобновляемых источников энергии в России АНО «НЦ ИКС» разработал и построил первый высокотехнологичный водный транспорт - катамаран, работающий на электродвигателях и солнечных батареях. Разработка уникальна тем, что в строительстве применены только отечественные комплектующие (90%). Корпус судна произведён в Санкт-Петербурге. Энергетические и электрические установки судна российского производства.
Основные характеристики:
- Длина - 11,6 м
- Ширина - 6,4м
- Высота борта - 2 м.
- Высота надводного борта - 1,3 м.
- Пассажировместимость -12 человек
- Спальных мест – 8
Технические характеристики:
- Общая масса катамарана - более 5000 кг.
- Материал корпуса - стеклопластик
- Общая площадь солнечных панелей -57 кв.м.
- Установленная мощность - 11 кВт.
- Емкость литий-ионных аккумуляторов - 70 кВт/ч.
- Два двигателя мощностью по 4 кВт/ч каждый.
- Максимальная скорость - 15 км/ч.
- Рабочая скорость 10 км/ч
Вклад в импортозамещение:
- «НТЦ тонкопленочных технологий в энергетике» - разработчик технологии солнечных элементов и модулей;
- Компания «Хевел» (Новочебоксарск) - производитель, поставивший солнечные панели;
- Компания «Лиотех» (Новосибирск) - производитель и поставщик аккумуляторов;
- Компания «Микроарт» (Москва) - производитель и поставщик электроники.
Преимущества и решения по эксплуатации:
- внедрение и ввод в эксплуатацию нового вида водного электротранспорта на солнечных батареях (прогулочные катера, общественный речной электротранспорт, научно-исследовательские, учебно-производственные суда);
- оптимальное решение для городских пассажироперевозок и грузоперевозок;
- конкурентоспособность и экономичность;
- доступность и неограниченный запас источника энергии;
- экологичность - отсутствие выбросов CO2 и др. вредных веществ;
- бесшумность;
- простота техобслуживания и низкие эксплуатационные расходы;
- дополнительные решения - создание береговых пунктов приема/передачи накопленной солнечной электроэнергии и установка береговых заправочных станций на СЭ для общественного и частного электротранспорта.
Область применения:
- Городской водный электротранспорт (прогулочные катера, общественный речной электротранспорт). 2. Научно-исследовательские, учебно-производственные суда.
Испытания:
В октябре 2017 года катамаран был спущен на воду, где были проведены первые диагностические проверки, в апреле 2018 года прошли контрольные испытания в Финском заливе. После положительных тестовых проверок в мае 2018 года началось самое длительное испытание - путешествие по крупнейшим водным артериям России.
В октябре 2018 года испытание электрокатамарана продолжилось в акватории Волго-Ахтубинской поймы участием в научных исследованиях, которые возобновятся в мае 2019 года.