Систематическое недофинансирование /общественного транспорта/
ведёт к ухудшению качества его услуг и падению пассажиропотока, что,
в свою очередь, сокращает доходы транспортных предприятий
и лишает их дальнейших инвестиций.
Необходимы твёрдые шаги по привлечению пассажиропотока на общественный транспорт.
Ноэл Долфин (Mr. Noel Dolphin), директор компании Furrer+Frey's, Великобритания
Более 80% населения нашей страны пользуется услугами общественного транспорта. Ежегодный пассажиропоток составляет 18.7 млрд человек. В городах до 85% загрязнения воздуха приходится на автотранспорт, что, по мнению некоторых ученых, сокращает среднюю продолжительность жизни на 4-5 лет. В странах с высоким уровнем жизни развитие электрической мобильности - одно из приоритетных направлений. Электрический транспорт - залог здорового, удобного для жизни города.
Предприятия наземного горэлектротранспорта действуют в 113 российских городах. В 7 городах функционируют метрополитены (в двух рассматриваются планы строительства).
В России:
- производителей подвижного состава для ГЭТ и метрополитенов - 11
- парк вагонов метро - 6800,
- парк трамвайных вагонов - 6223
- парк троллейбусов - 6060
- количество станций метро - 422 (включая станции МЦК и Московского монорельса)
- длина эскалаторов метро - 4 000 м
- ежегодный пассажиропоток городского транспорта - 18.7 млрд человек
- доля общественного транспорта в городских пассажирских перевозках (в среднем) - 75%
- длина пути: метро - 1100 км, троллейбус - 7200 км, трамвай - 3500 км
- план строительства до 2024 г.: метро - 60 км (25 станций), троллейбус (электробус) - 500 км, трамвай (ЛРТ) - 250 км
- количество занятых в отрасли - 260 тыс. человек
- объём ежегодных капиталовложений - 300 млрд руб.
Столица России лидирует в области совершенствования и развития сети общественного транспорта. В нашей стране насчитывается 1099 городов, из них 16 - с населением более 1 млн жителей, 20 - от 500 тыс. до 1 млн, 133 - от 100 до 500 тыс. жителей.
Крупнейшие предприятия городского электротранспорта:
ГУП "Мосгортранс" - крупнейший перевозчик городского электротранспорта в нашей стране. Предприятие эксплуатирует 33 маршрута электробуса. По состоянию на сентябрь 2024 года на балансе предприятия находится более 2000 электробусов. Введено в эксплуатацию 3 электробусных парка. В 2022 году 125-летний юбилей отметил московсковский трамвай (управляется Московским метрополитеном) и 105-летний - московский автобус. В 2023 году исполнилось 65 лет ГУП "Мосгортранс".
ГУП "Московский метрополитен", основанный в 1935 году, является крупнейшим предприятием подземного электротранспорта в Европе. В среднем, услугами метрополитена пользуются 9 млн пассажиров ежедневно. Это четвёртый показатель в мире. Ежедневно по 13 линиям метрополитена, общей протяжённостью 408 километров в двухпутном исчислении с 268 станциями пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 10.7 тыс. единиц, из которых формируется более пятисот составов. Общий расход электроэнергии - 2 млрд квт/ч. Доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 48%. В состав Московского метрополитена входит открытое в 2016 г. Московское центральное кольцо. В 2023 году полностью введена в строй самая длинная кольцецвая линия метро в мире (70 км) - БКЛ. С 2020 года Московский метрополитен эксплуатирует трамвайную сеть.
Ежедневно метро пользуются более 9 млн человек, а наземным транспортном - примерно 7,4 млн.
Пригородные электропоезда выполняют важнейшую роль во внутригородских и пригородных пассажирских перевозках. В год перевозится около 1.2 млрд пассажиров. ЦППК - крупнейший перевозчик страны в пригородном сообщении (более 50% всех перевозок электричками в России). С 2019 г. вводятся в эксплуатацию Московские центральные диаметры.
Коммунальный электротранспорт: будущее тихих городов!
"Электротранспорт – это не модное увлечение, это вызов времени. Если мы хотим сделать города, где можно будет легко дышать, не задыхаясь от выхлопных газов, где не надо будет по ночам накрываться подушкой в надежде уберечь уши от «рычания дизельных монстров» коммунальных служб, то нужно срочно предпринимать меры и делать ставку на электротранспорт". (Кирилл Викторович Антонов, Первый заместитель генерального директора ООО «Меркатор Интернейшнл»).
Очевидно, что будущее за тихим и "работящим" электротранспортом для коммунальных служб городов. Чем скорее на смену замечательным сельскохозяйственным тракторам "Беларусь" и поливальным машинам с рисунком букашки на базе дизельных КАМАЗов придут бесшумные электромобили с широким набором функций, тем скорее наши города по праву можно будет назвать удобными для проживания.